При поддержке:

Как собрать коллекцию современного искусства, если вы небогаты

30 Мая 2017

Чтобы купить работы современных художников, не обязательно тратить миллионы. Цены начинаются от пары тысяч рублей: кроме картин, на рынке есть наброски, тиражная графика, авторская фотодокументация акций. The Village узнал у организаторов московских галерей, ярмарок и выставок, как выбирать работы, на кого обратить внимание и как потом хранить произведение дома. А финансисты рассказали нам, как коллекционировать искусство, чтобы на этом зарабатывать.

 

Как сделать выбор

Аукционы доступного современного искусства Sample проходят в Москве ежеквартально. Первый из них прошел осенью прошлого года в универмаге «Цветной», ближайший намечен на начало осени, а 14 июля в клубе Powerhouse будет pop-up store.

СОФЬЯ СИМАКОВА, АННА НАУМОВА, основательницы Sample:

Если речь идет о молодом художнике, важно узнать, какое у него образование. Royal Academy и Royal College, Glasgow School of Art, Goldsmiths, Parsons The New School for Design, Rhode Island School of Design (RISD) практически штампуют будущих звезд. Sample старается брать в проект студентов, которые уже получили хорошее образование в бакалавриате, и теперь учатся в магистратуре этих университетов.

Для оценки художников постарше и подороже важнее то, какой галерее они принадлежат. Именно галерея занимается выставками, организует участие в групповых шоу, поездки в резиденции, публикации в СМИ и другие активности. Чем лучше галерея, тем эта работа качественнее и больше.

Для суперзвезд или классических авторов есть только два ориентира — музейные выставки и продажи на аукционе. Как правило, эти два явления идут рука об руку. В лондонском Tate прошла огромная ретроспектива Хокни — жди рекордов на аукционе. Счастливчиком будет тот, кто успел купить работу за пару лет до подобной выставки. Однако на таких высотах арт-рынок работает по законам Уолл-стрит, если не мафии.

На аукционах и сайте Sample можно купить работы от 2 000 до 20 000 рублей. Всегда найдется нетиражный принт, коллаж, иллюстрация, набросок, а иногда и большой холст. Такой разброс существует благодаря разному опыту художников. Те, у кого уже были персональные выставки, готовы отдать за эти суммы свой маленький набросок, эскиз к большой живописи. А для кого-то предаукционные выставки — первый шанс показать свои работы, и такие художники охотно выставляют холсты.

 

Как сделать выбор

Институт «База» — это исследовательская экспериментальная площадка под руководством художника Анатолия Осмоловского и режиссера Светланы Басковой. Недавно институт запустил сайт, где предлагает работы молодых художников. Чтобы попасть в каталог, те платят 10 % от цены на содержание сайта. Покупателям с небольшим бюджетом в «Базе» помогут составить небольшую коллекцию из удачных работ студентов и молодых художников этого года. А можно купить понравившуюся работу самостоятельно и познакомиться с художником.

 

СВЕТЛАНА БАСКОВА директор института «База», образовательной программы и экспериментальной площадки современного искусства:

Даже на 5 тысяч рублей можно приобрести работу начинающего художника, и она будет достаточно большой или трудоемкой. За те же деньги можно купить работу достаточно известного молодого художника, у которого пока нет галереи, но он на слуху. В этом случае формат будет небольшим. Например, мы можем предложить рисунки Иры Петраковой или Алисы Йоффе за 5–10 тысяч рублей, при этом их большие работы стоят значительно дороже. Бонусом вы можете познакомиться с художником, начать ходить на выставки по его рекомендации, открыть для себя площадки вроде центра «Красный» или «Электрозавода». Главное — начать.

Если вы совсем не разбираетесь в искусстве и у вас нет начального образования, стоит довериться наполовину себе и наполовину профессионалу. Изучите сайт фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина: все художники, которых они поддерживают или выставляют, супер. Смело доверяйте молодым художникам, которых поддерживает Московский музей современного искусства, а еще Московское биеннале молодого искусства, музей «Гараж» и фонд V-A-C.

Чтобы разобраться с инвестициями в работы молодых художников, полезно посещать Центр «Красный», все галереи и выставочные залы на ЦСИ «Винзавод» и аукцион Vladey, филиалы ММСИ, Центр творческих индустрий «Фабрика» и галереи в НИИДАР, где расположены несколько нонпрофитных галерей и мастерские художников.

 

 

Как сделать выбор

«Старт» — один из основных проектов поддержки молодого искусства в России, созданный Центром современного искусства «Винзавод». Участие в нем дает художнику возможность организовать свою первую персональную выставку под руководством опытного куратора. За время существования проекта организаторы приняли более 40 тысяч заявок и провели более 50 персональных выставок. За последние два года 10 молодых художников «Старта» приняли участие в международных резиденциях.

ВЕРА ТРАХТЕНБЕРГ куратор проекта «Старт» сезона 2017–2018

Важно задуматься, является ли коллекция финансовой инвестицией или же она собирается по принципу того, что нравится коллекционеру. В первом случае стоит обратить внимание на сайты аукционных домов, художественные журналы и ежегодные рейтинги самых-самых, на участие художника в значимых выставках, нахождение его работ в коллекциях музеев. Все это повышает стоимость и статус художника. Во втором случае стоит покупать работы понравившихся авторов вне зависимости от того, вырастут ли они в цене в ближайшие годы.

Инвестиционный потенциал работы современного художника определить сложно. Это зависит от медиума, в котором он работает, даты создания произведения и его востребованности на выставках, в том числе международных, в государственных и частных коллекциях.

 

 

Как сделать выбор

Галерея IssMag открылась в 2015 году. Она работает c новым поколением российских художников и поддерживает инновационные художественные практики и стратегии.

ДИШОН ЮЛДАШ создательница Issmag Gallery

Инвестиционный потенциал художника во многом определяет длина CV. Важны образование, количество и значимость выставок, в которых он участвовал, престижность институций, на платформе которых они проводились, наличие грантов и премий, участие в зарубежных программах. Имеют значение год создания работы, связь с историческим контекстом, уникальность и сложность визуальной техники, материалы, c помощью которых она создана, история владения, упоминания в изданиях об искусстве. Чем сложнее и насыщеннее резюме художника и история работы, тем она будет дороже и интересней для инвестиций. Иногда у художника нет мощного CV, и тогда в оценке поможет изучение информации об авторе и работе в интернет-изданиях.

Порог для входа на российский арт-рынок — 200 евро и выше. Чем моложе художник, короче резюме и проще список всех образующих стоимость факторов, тем дешевле будут работы.

Невозможно построить качественную коллекцию, если вы не общаетесь лично с другими участниками рынка. Не ограничивайтесь галеристами и другими коллекционерами, знакомьтесь с художниками и кураторами. Формирование отношений с людьми из этой среды поможет лучше ее понять.

Стоит также ходить на выставки. После 10–15 выставок можно научиться отличать мейнстримные коммерческие работы, в общих чертах довольно похожие друг на друга, от произведений и авторов, которые дают новый уровень концептуального и визуального исследования и переносят на следующий уровень знаний о современном мире. Изучите информацию ​о художнике, чью работу хотите приобрести, и об искусстве в целом. В этом помогут образовательные ресурсы Art Viewer, Artnet, Around art, Fluxo, Contemporary Art Daily, Frieze.com и другие.

На сайте IssMag также есть раздел с онлайн-магазином, где можно узнать подробную информацию о каждой работе и художнике. К примеру, вы посетили открытие выставки, увидели работы лично, подумали, почитали и через месяц уже купили ее онлайн для своей коллекции.

 

Как сделать выбор

Cosmoscow — единственная в России и странах СНГ международная ярмарка современного искусства. С 8 по 10 сентября 2017 она пройдет в «Гостином дворе» в пятый раз. На ярмарке выставляются произведения современных художников, секции молодого искусства Discovery, в которых представлены молодые галереи и художники. В прошлом году в ярмарке приняло участие 38 галерей из США, Великобритании, стран континентальной Европы, России и СНГ, которые представили работы более 100 художников со всего мира.

МАРГАРИТА ПУШКИНА сооснователь и директор Cosmoscow

На прошлогоднем выпуске ярмарки Cosmoscow разброс цен составлял от тысячи до 250 тысяч евро. Традиционно самыми доступными являются тиражные работы. Принты и фотография, акварели и рисунки часто позволяют приобрести произведения даже именитых мастеров по демократичным ценам. К примеру, на сайте галереи Shaltai Editions предлагают работы известных современных художников с ценником от 20 тысяч рублей. Стоимость складывается по рыночному принципу — ее определяет спрос на произведения художника. Важно, чтобы коллекционер был открыт предложениям предоставить произведения из своего собрания для выставок, в том числе музейных. Это не только повышает стоимость работ, но и делает коллекцию более престижной и значимой.

Чтобы понять, какие произведения стоят внимания, можно следить за музеями Тейт Модерн, Центр Помпиду, Нью-Йоркским музеем современного искусства, аукционами Christie’s, Phillips и Sotheby’s, фондом V-A-C, Московским музеем современного искусства, Государственным центром современного искусства, премиями Инновация и Кандинского.

Полезно собрать информацию о динамике цен на работы того или иного художника на Artnet, Artprice или российских InArt и Art49. Топы самых популярных или перспективных современных художников тоже стоит принимать во внимание.

Стоит обращать внимание, в каких важных частных, корпоративных и музейных коллекциях присутствуют работы того или иного художника. Это могут быть, например, Credit Suisse, Газпромбанк, фонды V-A-C, культуры «Екатерина», Смирнова и Сорокина и другие. На карьеру художника также влияет реноме галереи, с которой он сотрудничает и которая занимается его продвижением.

 

Как хранить работы

ДИШОН ЮЛДАШ

Важно избегать экстремальных температур в комнатах, где размещены работы. Храните произведения искусства в отапливаемом и кондиционированном помещении. Следите, чтобы галерист во время передачи произведения проинформировал вас об особенностях его хранения. Например, живопись может быть очень неприхотлива. А работа на бумаге не должна висеть под лучами прямого света или во влажных помещениях.

ВЕРА ТРАХТЕНБЕРГ

Если вы создаете коллекцию, необходимо оборудовать специальное помещение с контролем уровня температуры и влажности, освещения и безопасности. Так, нужна противопожарная сигнализация. Существуют современные музейные системы хранения любого вида искусства, они недешевы, но надежны. Страховать работы важно при транспортировке или экспонировании, однако нелишним будет застраховать самые ценные экспонаты вашей коллекции и на время постоянного хранения.

 

Выгодно ли покупать искусство

РОМАН ПАРШИН гендиректор инвестиционной компании «Форум»

Вероятность угадать нужную картину и нужного художника еще меньше, чем угадать, какая из акций, обращающихся на бирже, вырастет в этом году. При этом многие акции, если будет подъем на рынке, испытают рост, а большинство картин на отрезке вашей жизни не подорожают никогда. То есть инвестиции в искусство даже приблизительно нельзя сравнить с вкладом или доверительным управлением на фондовом рынке.

При этом вам нужно нести постоянные расходы на хранение работ, оборудовать помещение, в котором будет поддерживаться постоянная температура и влажность. Если вы угадаете с покупкой картины, то через 20–25 лет она может подорожать на 1 000 % или более. Нужно посчитать, окупит ли эта одна-единственная картина содержание вашей коллекции.

Есть определенный смысл в том, чтобы покупать уже дорогие и оцененные обществом произведения искусства, чтобы использовать их в качестве залога по кредиту, который потом направится на развитие бизнеса или инвестиции. На мой взгляд, войти на этот рынок с выгодой можно только во времена массовых потрясений, когда предметы искусства продаются очень дешево, а продукты питания и другие предметы первой необходимости — очень дорого.

АЛЕКСЕЙ АНТОНОВ аналитик «Алор Брокер»

Нестандартные инвестиции сейчас являются одними из наиболее привлекательных и маржинальных. В отличие от валюты и даже золота, те же предметы искусства не подвержены инфляционному воздействию и в меньшей степени — обесцениванию. Тем не менее есть и огромные риски, которые могут привести не только к потере первоначальных инвестиций, но и существенным убыткам.

Далеко не каждый предмет старины является ценным с инвестиционной точки зрения. При покупке антиквариата и предметов искусства необходимо обращать внимание на физическое состояние предмета, динамику конкретного рынка, реальную и потенциальную рыночную стоимость предмета. Для этого необходимо вложить дополнительные средства. Экспертная оценка и реставрация стоят денег, и чем хуже состояние вещи, чем она старше и ценнее, тем выше эти расходы. Покупая антикварную мебель за 100 тысяч рублей, вы будете вынуждены вложить дополнительно еще 70–80 тысяч в ее реставрацию.

Перед совершением покупки оцените, насколько аналогичные предметы искусства успешно продаются, есть ли на них спрос, какова средняя рыночная цена, и только с этими знаниями отправляйтесь в галерею или к антиквару, понимая, имеет ли коммерческий смысл совершение той или иной покупки.

 

Как дорожает искусство

МАРИНА АЛЬВИТР, владелец Alvitr Gallery (Екатеринбург), коллекционер искусства

Одна из самых удачных моих покупок — работа Славы PTRK. Мне нравится, как развивается этот художник, но ту покупку я сделала совершенно случайно. Несколько лет назад такая работа стоила всего 300 долларов, но в течение года после выставок в Москве цены на них выросли до 700–800 долларов. Я знаю о планах Славы на дальнейшие очень качественные и престижные проекты, поэтому работу пока продавать не планирую.

Еще один классический пример — работы «Синих носов», которые 15 лет назад стоили 200 долларов, а сейчас продаются по 3 тысячи евро. Или работы Ивана Плюща, стоимость которых стабильно растет последние пять лет. У меня также есть работа этого художника, и мне известно, что в мае он участвует в большом проекте в Германии, а дальше планирует выставляться в Европе. Работа вырастет в цене, поэтому пока ее я тоже не продаю.

 

Где научиться разбираться в искусстве

СВЕТЛАНА БАСКОВА

В институте «База» есть двухлетний курс по направлениям «художник» и «искусствовед», кроме того, иногда мы проводим короткие курсы.

Существует образовательная программа в Институте проблем современного искусства. Несколько дешевле будет стоить обучение в «Свободных мастерских» при ММСИ. Также есть Школа фотографии и мультимедиа имени Родченко, где обучение бесплатное, но дневное. В музее «Гараж» проводятся бесплатные лекции арт-критика и культуролога Ирины Кулик (эти лекции выкладывают в свободном доступе).

Источник: The Village