При поддержке:

«Мы хотим сделать из проекта 49ART аналог кредитных рейтингов для мира искусства»

19 Июня 2017

Экс-глава Финансового дома «Солид» Александр Кузьменко занялся развитием необычного для России проекта – создания рейтинга молодых отечественных художников, чьи работы были бы интересны не только ценителям искусства, но и инвесторам. FO пообщался с финансистом и выяснил подробности нового продукта.

Александр, как возникла идея создания рейтингового проекта в сфере искусства 49ART? Это желание предложить диверсифицированный инвестиционный продукт или порыв души?

Идея создания проекта в сфере искусства возникла несколько лет назад, когда в рамках Финансового дома «Солид» мы разрабатывали инвестиционные продукты нового класса. До настоящего времени в индустрии инвестиций основной вектор предложений в сегменте обслуживания физлиц отвечал на вопрос «Как заработать?». 

Понятно, что возможность заработать неразрывно связана с наличием риска. То есть в инвестиционном процессе всегда присутствует вероятность потерь. Между тем, объективно есть реальный спрос на инвестиционные продукты, позволяющие ответить на вопрос владельцев денежных средств «Как сохранить?». Сравните, число обладателей срочных вкладов от 10 тысяч рублей оценивается экспертами в 25 млн человек, а зарегистрированных на Московской бирже клиентов – 1,2 млн, причем включая счета юрлиц. 

Пропорция наглядна: инвестиционные продукты, обеспечивающие защиту капитала, востребованы. Вопрос, какие инвестиционные рынки могут это обеспечить: рынок недвижимости, рынок заемных средств, акции, золото, валютный рынок? 

Ответ и прост, и сложен одновременно. Защиту способны обеспечить трендовые инструменты, то есть такие, стоимость которых есть функция от времени. К примеру, банковские вклады, облигации. У этих финансовых инструментов каждый день капитал прирастает за счет начисленного процента по вкладу или накопленного купонного дохода. 

Однако банковский вклад в общем случае полную защиту капитала не обеспечивает. На длительном временном интервале вкладчики все равно теряют часть своих средств. По покупательной способности, увы, на большом интервале времени ваш капитал будет меньше первоначального. Это неизбежная расплата за то, что банк берет рыночный риск от инвестора на себя.

Недвижимость, акции, золото, валюта могут приносить инвестору высокий доход, но эти инструменты не трендовые, то есть вырастет их цена завтра или упадет, зависит от других факторов, нежели время.

А вот рынок искусства реально эффективный трендовый инвестиционный рынок. Взять, к примеру, определение антиквариата. Так, согласно Указу президента РФ от 30.05.94 г. № 1108 под предметами антиквариата понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад. То есть время четко указывается в качестве одного из критериев.

Но инвестиционная привлекательность арт-рынка, безусловно, есть лишь одна из граней мира искусства. Причем объективно сильно вторичная, куда выше культурная, эстетическая ценность. Еще Платон говорил, что если есть нечто, ради чего стоит жить, то это созерцание прекрасного. Поэтому возможность быть в мире искусства — это и профессиональный интерес, и порыв души.

На мой взгляд, вы выдвинули достаточно спорное утверждение насчет «нетрендовости» таких ликвидных биржевых инструментов, как акции (в составе индексов) и товары, – их графики с момента начала отсчета говорят явно обратное. В то же время опыт 2008 года и прочих кризисов показал, что и предметы искусства могут в одночасье терять ликвидность и, соответственно, стоимость. Чем будете крыть? 

В психологии давно известно явление использования шаблонов в мышлении. Это обычная практика поведения любого человека. Но порой из-за подобного подхода мы не замечаем мелких деталей, способных существенно «изменить картину мира». Возьмем изобразительное искусство. Свежий пример с коллекцией Дмитрия Рыболовлева. Вся пресса написала, сколько он потерял на вложениях в искусство. А давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Опустим цены приобретения бизнесменом художественных ценностей и посмотрим цены продажи его коллекции на прошедших торгах Christie's. Так, картина Гогена «Дом» была продана за $25 млн с учетом комиссии аукционного дома. Работа Пикассо «Флейтист и обнаженная женщина» ушла с молотка за $5,7 млн. Картину Магритта «Область Арнхейм» купили за $12,7 млн. То есть он продавал картины за миллионы, десятки миллионов долларов за каждую! Вот вам и дешевое искусство. Скажете, но покупал ведь дороже! 

Не буду вдаваться в механику арт-рынка, это тема отдельного интервью. Но, как на любом рынке уникальных товаров (коими являются и произведения искусства), если картина продастся за $2 млн, а вам удалось купить ее за $1 млн – это инвестиция, а если вы купили ее за $10 млн, тогда да, эта картина есть только у вас, но это уже не инвестирование, а коллекционирование.  Понимаете разницу?

А теперь к любимым мной акциям. Если коротко – никто не прогнозирует, сколько вы получите денег по окончании действия вашего банковского вклада. Это очевидно. А вот вырастут акции или упадут в цене – пол-интернета завалено аналитическими прогнозами. Подчеркиваю, прогнозами! Нет очевидности ни роста, не падения. Ибо на стоимость акций в первую очередь влияют экономические, политические факторы, а фактор времени сильно вторичен. 

Хотя и здесь, если посмотреть нешаблонно, тоже открывается много интересных вещей. Сам фондовый рынок – трендовый (из-за ограниченности того же времени не буду объяснять, почему). А вот конкретная акция отдельного предприятия – нет. Взять тот же индекс Dow Jones, который все растет (что, безусловно, хорошо). Только в текущем списке акций индекса из первоначального состава сохранилась лишь одна (!) компания. Без комментариев (смеется). Примеры биржевых флагманов из российской истории – «ЮКОС», РАО «ЕЭС»…

Рынок искусства — сложный мир (непрозрачность, нет массового спроса, низкая ликвидность). Как вы себе представляете реализацию вашего проекта? Его монетизацию?

Как и любой рынок, рынок искусства неоднозначен. Посмотрим на вопрос массового спроса. Французским телевидением был проведен опрос среди парижан. И оказалось, что каждый второй житель Парижа хотел бы иметь или уже имеет в своем доме оригинальное произведение искусства. И это явление не только современности. В 17 веке Нидерланды стали не только великой торговой державой, но и гигантской художественной мастерской: ежегодно на рынок попадало около 70 тысяч картин. Да и сегодня, оглядевшись вокруг, мы увидим куда больше людей, чье личное или корпоративное пространство украшают художественные произведения, нежели тех, кто занимается, к примеру, биржевыми операциями с акциями. 

Другое дело, что далеко не все произведения искусства признаются в качестве художественных ценностей, объектов культурного наследия. А это как раз крайне важный фактор, если речь идет об инвестиционном подходе.

Мы изучали модели арт-рынка разных стран Европы, Америки, Азии, российский современный опыт. И если говорить о рынке нашей страны, то он представляет собой рынок коллекционеров и, на мой взгляд, крайне слабо адаптирован для реализации инвестиционного подхода. А это совершенно разные стратегии. Для коллекционеров первично личное признание ценности произведения искусства. Для инвестора же важно в первую очередь признание сообществом. 

Когда мы, финансисты, обратились к рынку современного отечественного искусства, мы увидели первое, что отсутствует в нашем арт-пространстве, — это известность авторов, их творчества. Безусловно, круг профессионалов арт-сообщества этими знаниями обладает, круг имен, работ могут назвать также любители современного искусства. Но их число не так велико, если сравнивать со статистикой потенциального спроса на эту информацию.

Отсюда и родилась идея арт-рейтинга 49ART. Это открытый некоммерческий проект, задача которого – популяризация современного искусства. И мы рады, что к реализации проекта подключились многие ведущие специалисты в области современного российского изобразительного искусства. Все они представлены на сайте проекта. 

У нас (в первую очередь это относится к экспертному сообществу, за что выражаю им личную благодарность) получилось реализовать задуманную идею. И сегодня, если вас интересуют талантливые художники – наши современники, просто зайдите на сайт рейтинга 49ART.

Какой принцип отбора художников в рейтинг и каковы критерии их выхода из рейтинга? Предполагается ли создание какого-то индекса на основе рейтинга?

Безусловно, мы планируем развивать модель арт-рейтинга 49ART. Уже сейчас есть желание расширить его охват не только на двухмерное творчество, но и на трехмерные работы (скульптура, инсталляции). Если вы обратили внимание, в рейтинге есть авторы, преобладающее творчество которых представлено именно в этих видах изобразительного искусства, например, Анна Титова, арт-группа Recycle. Наши эксперты отметили своими голосами и творчество такого яркого представителя отечественного стрит-арта, как Тимофей Радя. Работы, создаваемые в формате стрит-арта, сегодня также рассматриваются мировым сообществом как допустимые инвестиционные объекты.

Однако двухмерные, трехмерные работы или иные формы творчества не являются определяющими. В рамках  арт-рейтинга 49ART мы намерены придерживаться требований соответствия художественных произведений характеристикам, присущим инвестиционным объектам (перемещаемость, сохранность, допустимость экономического оборота), ведь рейтинг 49ART все-таки инвестиционный. Поэтому в ближайшее время мы вряд ли увидим в нем, в частности, архитекторов, акционистов. 

Принцип отбора художников в рейтинг прост. Каждый эксперт представляет свой неранжированный список авторов, творчество которых он хотел бы отметить в первую очередь. Художники, набравшие большинство голосов экспертов, включаются в арт-рейтинг 49ART. При этом в создании рейтинга мы разделили зоны ответственности. Эксперты дают качественную оценку только творчеству авторов, не рассматривая инвестиционную сторону. Арт-рейтинг AQ (организатор рейтинга) определяет инвестиционную привлекательность путем ввода исходных ограничительных параметров.

Таких параметров три:

Художник должен создавать произведения, удовлетворяющие характеристикам, присущим инвестиционным объектам (об этом мы говорили выше).

Художник должен быть ныне живущим и занимающимся творчеством. Создание новых художественных произведений способно обогатить творческий багаж автора, способствует большему раскрытию его таланта и, как следствие, содействует росту символического капитала, сконцентрированного в его работах.

И, в третьих, возраст автора должен быть до 50 лет. Этот возрастной период выбран не случайно. Сегодня, как отмечают эксперты, на то, чтобы сделать карьеру, художнику отпущено 7 лет.

Соответственно к 30 годам художник уже состоявшийся, но еще, находясь в категории «до 35 лет», относящийся к молодым художникам. Это сдерживает потенциальную стоимость его работ. И только после 50 лет в общем случае этот фактор сдерживания уходит.

При моделировании выхода художника из рейтинга мы реализовали таймфреймовый подход. То есть, единожды став включенным в арт-рейтинг 49ART, художник остается в поле внимания экспертов и в самом рейтинге до достижения им 50-летнего возраста. Это крайне важный инвестиционный принцип. Ведь общепринятый срок инвестирования в искусство 7—10 лет. Многие же существующие индикаторы рынка оценивают, как правило, ежегодный срез. И возникает вопрос: кто же будет инвестировать в работы художника, если он то включен в тот или иной рейтинг, то исключается из него? При этом мы считаем: если творчество художника уже оценено экспертами, то это свершившийся факт, и последующие новые работы, творческая или рыночная активность могут только повысить интерес к его работам, но умалить оценку уже созданного автором невозможно.

Создание индексов на основе арт-рейтинга 49ART мы в ближайшее время не планируем. Это другая история. Сегодня существуют интересные, качественные индексы (в т. ч. и так называемые рейтинги) ArtInvestment.ru, InArt, The Art Newspaper Russia, АртГида. Они решают свои важные прикладные задачи. 

Наш же рейтинг призван реализовать узкий инвестиционный взгляд на рынок искусства. По своей сути, мы видим, что рейтинг 49ART будет выполнять в арт-пространстве те же функции, что и кредитные рейтинги, к примеру, рейтинги S&P, Moody’s, Fitch, на финансовых рынках.

То есть задача  рейтинга 49ART — не определение каких-то ценовых параметров, не ранжирование авторов (что в мире искусства не является объективным), а определение качественного параметра – в нашем случае признание творчества художника, которое, по мнению организатора рейтинга, объективно имеет высокий инвестиционный потенциал.

Предполагается, что рейтинг будет сопровождаться рекомендациями инвестировать в искусство с «Солидом»? Какой будет порог входа в инвестиционный продукт, ликвидность? Есть ли идеи по созданию фонда, который будет размещать средства своих пайщиков в художественные ценности, доверительному управлению или по созданию арт-биржи?

Финансовый дом «Солид» поддержал мою инициативу создания качественного инвестиционного поля в российском арт-пространстве. Безусловно, есть желание создавать инвестиционные продукты, включающие произведения искусства как инвестиционные активы, но это задачи следующего этапа развития рынка. Сегодня важно само создание российского инвестиционного арт-пространства, которое пока еще, на мой взгляд, делает первые шаги. И здесь потребуются совместные усилия как финансового, так и арт-сообщества.

От этого выиграют все: художники получат широкую известность и более высокий спрос на свои работы со стороны общества (те, которые вошли в рейтинг) или возможность более широкой известности (для тех, кто пока не в рейтинге), общество — возможность приобретения действительно качественных, обладающих художественной ценностью произведений изобразительного искусства, коллекционеры – подтверждение качества своих коллекций (по данным Deloitte and ArtTactic, для 72% мировых покупателей произведений искусства коллекционирование сочетает в себе и инвестиционный интерес), музеи, специализирующиеся на современном искусстве, — большее внимание посетителей к этому направлению современной культуры, а финансисты — возможность создания эффективных продуктов арт-банкинга, базирующегося на нашем отечественном искусстве.

Стоимость конкретных художественных произведений – отдельная область изучения, знаний. Так, в публикации П. Досси приведена, на мой взгляд, показательная статистика стоимости работ всемирно известного современного художника Роберта Раушенберга. Из $28 млн, с 1997 по 2005 год вырученных на аукционах за его работы, только одна была продана за $5,8 млн. 10% сделок было заключено в диапазоне $7500—24 000, 10% — в диапазоне $3600—7500, 20% – $1600—3600 и половина сделок – ниже $1600. 

Я бы рекомендовал вспоминать подобную статистику, когда мы слышим об очередных ценовых рекордах арт-рынка.

И все-таки как, на ваш взгляд, должен был бы выглядеть механизм инвестиций на основе 49ART? ПИФы? Купля-продажа через официального посредника в лице инвестиционной компании, которая в случае желания клиента продать картину выступила бы контрагентом?

Мы видим роль рейтинга 49ART именно в аналогии с кредитными рейтингами. То есть, если вы хотите приобрести произведение искусства современных художников, то вам следует в первую очередь ориентироваться на художников из нашего рейтинга. Конечно, если вас интересует инвестиционная составляющая приобретения. 

Если инвестиционный фактор для вас несущественен, тогда покупайте то, что вам нравится. Искусство ведь шире и богаче того круга, который находится в поле рейтинга 49ART. И это правильно. А механизмы могут быть любые, и ПИФы, и аукционы, и галереи. Они существуют, в том числе и сервис «маркетмейкера». В  России попытки создать арт-фонд заканчивались не очень хорошо. 

В 2010  году УК «Лидер» зарегистрировала два фонда художественных ценностей, но не смогла начать вложения средств, позже были созданы другие фонды под управлением УК «Монетный двор Траст», но дело тоже провалилось. Почему вы полагаете, что ваш проект «выстрелит»? Будете ли вы учитывать опыт своих коллег?

Что касается представленного вами опыта, безусловно, мы его изучали. И я вижу, главная проблема этих проектов как раз была в том, что инвестиционные продукты создавались раньше самого инвестиционного рынка. Рынок всегда первичен. Мы своим проектом как раз исправляем эту ситуацию. 

Рейтинг 49ART представляет 49 авторов, и это только начало – отправная точка вхождения в мир современного искусства. Даже число художников, которые попали в поле внимания наших экспертов, которые, по их субъективному мнению, достойны быть включенными в рейтинг, существенно больше. Поэтому я рассматриваю публикацию рейтинга 49ART не как финал какого-то аналитического процесса, а как старт новым инициативам в отечественном арт-пространстве и в сфере инвестиционной деятельности.

Беседовали Алина Судакова и Константин Полтев
 

Источник: Financial One